презентация к уроку
Презентация1.pptx
Презентация Microsoft Power Point 2.4 MB

Тема урока: "Кодирование информации".

(урок разработан Скрипниковой Ю.Ю)

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающие:

• Сформировать у учащихся понимание процесса кодирования информации.

• Показать различные виды кодирования.

• Выявить преимущества двоичного кодирования информации.

Развивающие:

• Продолжить развивать умение учащихся высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать, логически мыслить.

Воспитательные:

• Активизировать у учащихся формирование познавательной потребности, интереса к предмету.

ТИП УРОКА: комбинированный

ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

• проектор, экран

• презентация «Кодирование информации»

• раздаточный материал: таблицы с азбукой Морзе, карточки с заданиями.

 

ПЛАН УРОКА

1. Повторение пройденного материала, постановка проблемы.

Здравствуйте ребята! Всю прошлую четверть мы посветили изучению информации. Давайте с вами вспомним:

• Что такое информация?(Информация это сведения об окружающем нас мире).

• Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

 • Как человек хранит информацию (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.)

• Какие современные носители вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флешь - карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск))

 • Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот юный человечек хочет нам что-то сообщить, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет нам сообщить?

(хочет с нами поздороваться, сказать пока, показать 5)

Но мы не можем, конкретно утверждать, что именно он нам хочет сказать

- Что следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано).

Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока. (главное – жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации).

 3. Изучение новой темы.

- Как вы думаете, что такое кодирование информации?

(чтобы спрятать информацию).

Действительно многие, говоря о кодирование информации, задумываются о разведчиках, шпионах. Считают, что люди кодируют информацию, чтобы спрятать ее от посторонних глаз и не подозревают что,

Информацию, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Давайте попробуем, сформулируем правило, что такое код?

(Код - это система условных знаков для представления информации)

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (Или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки). Обратное преобразование называется декодированием.

Запишем определение в тетрадь.

- Как вы думаете, зачем люди кодируют информацию?

 Люди кодируют информацию, чтобы скрыть от других людей информацию, чтобы сократить информацию (н-р смайлики, аббревиатуры, пиктограммы, дорожные знаки и т.д )

Чтобы ее было удобно обрабатывать, хранить и передавать).

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

- Как вы думаете какие 3 способа кодирования существуют.

Существует три основных способа кодирования информации:

 • Графический - с помощью рисунков или значков;

• Числовой - с помощью чисел;

• Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами.

 Для общения мы используем код - русский язык, в Китае – китайский

 С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение, а на экране проигрывателя вы можете увидеть громкий или тихий звук, закодированный с помощью графики.

 Часто бывает так, что информацию надо сжать и представить в краткой, но понятной форме. Тогда применяют пиктограммы, например, на двери магазина, на столбах в парке, на дороге.

 Сейчас стало модным при переписке с людьми по смс сообщениям использовать смайлики.

 Как вы думаете, каким способом закодировали следующую информацию?

  Для передачи информации, людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе

В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.

  Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск

 Эни́гма (от греч. Αίνιγμα — загадка) — портативная шифровальная машина, использовавшаяся для шифрования и дешифрования секретных сообщений. Более точно, Энигма — целое семейство электромеханических роторных машин, применявшихся с 20-х годов XX века.

Энигма использовалась в коммерческих целях, а также в военных и государственных службах во многих странах мира, но наибольшее распространение получила в нацистской Германии во время Второй мировой войны.

  Закрепление новой темы

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления.

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

Подведение итогов.

 

 

 

 

Контакт

Телефон: 28-39-12

Адрес: г. Саратов ул. Мичурина 88